Введение
Разворот — манёвр, который вызывает у многих учащихся головную боль. На экзамене всегда встречаются задания на разворот: в билетах, на автодроме, в городе. Ошибка — и балл снимается, либо на теоретическом экзамене, либо на практике в городе.
В этой статье обозначу, какие пункты ПДД Республики Беларусь регламентируют разворот, как правильно их понимать, и как действовать в экзаменационных ситуациях, чтобы не «косячить» ни в билете, ни на дороге.
Что говорит ПДД
Пункт 54. Занятие крайнего положения
«Перед разворотом, поворотом направо или налево водитель обязан, не создавая препятствия и опасности для движения других участников дорожного движения, занять соответствующее крайнее положение на проезжей части дороги, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда … направление движения по полосам … определено дорожными знаками и (или) горизонтальной дорожной разметкой.»
Это значит:
- «Занять соответствующее крайнее положение» — перед тем как начать разворот, автомобиль должен располагаться максимально влево (для разворота / поворота налево) или максимально вправо (для разворота от правого края, если так предусмотрено) на своей полосе.
- То есть не «в центре полосы», а так, чтобы максимально освободить пространство для манёвра.
- Не создавать препятствий другим — нельзя резко «перескакивать» на крайний левый ряд в плотном потоке, если этим вы затрудните движение за вами. На экзамене это повлечет «вмешательство в управление» со стороны инспектора, чтобы предотвратить риск ДТП.
- Исключения — если дороги размечены или есть знаки «Направление движения по полосам», которые разрешают разворот с конкретной полосы и т. п., то крайнее положение может быть предопределено (например, отдельная полоса для левого поворота).
Пункт 55. Движение с трамвайных путей при их наличии слева
«При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью дороги, поворот налево или разворот могут выполняться с этих путей, если дорожными знаками «Направление движения по полосам», «Направление движения по полосе» не предписан иной порядок движения. При этом трамваю не должно создаваться препятствие для движения.»
Это значит:
- Если слева от вас на дороге, на одном уровне, есть трамвайные пути, движущиеся в том же направлении (то есть «попутно»), вы можете использовать эти пути для поворота налево или разворота — если нет запрета знаками.
- Важно: не мешать движению трамвая. Если вы, сделав разворот или поворот, будете затруднять трамвай — этот манёвр неправилен.
- Если разметка или знаки предписывают иной порядок (например, нельзя с трамвайных путей выезжать) — нужно следовать знакам.
Пункт 56. Траектория и выезд при поворотах / разворотах
«Поворот налево или направо должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на полосе проезжей части встречного движения:
56.1. при повороте налево транспортное средство должно двигаться как можно ближе к центру перекрестка. При этом поворачивающее налево транспортное средство встречного направления должно находиться справа;
56.2. при повороте направо транспортное средство должно двигаться ближе к правому краю проезжей части дороги.»
Это значит:
- Не выезжать на полосу встречного движения — базовый принцип безопасности: при развороте / повороте нельзя оказываться «на встречке».
- При повороте налево — как можно ближе к центру перекрестка — то есть не делать «широкий загиб», уходить в центр, но не пересекать встречные полосы.
- При повороте направо — двигаться ближе к правому краю — чтобы не мешать тем, кто движется прямо или слева.
Пункт 57. Исключения: невозможность соблюдения идеальной траектории
«Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнять разворот, поворот налево или направо с соблюдением требований пунктов 63, 65 и прочих, допускается производить его с отступлением от этих требований, если это не создаст препятствия для движения других транспортных средств.»
Это значит:
- Это запасной вариант — если физически нельзя выполнить манёвр строго по правильной траектории из-за габаритов машины или узости дороги.
- Но условие: нельзя мешать другим участникам движения — если отступление затруднит проезд, то нельзя.
- То есть, начинающему водителю не стоит часто игнорировать нормы; только в крайнем случае, безопасно и аккуратно.
Пункт 58. Уступать дорогу перед разворотом вне перекрестка
«Перед поворотом налево или разворотом вне перекрестка водитель транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.»
Это значит:
- Этот пункт касается разворота вне перекрестка (не на перекрёстке).
- Вы обязаны уступить встречным транспортным средствам (т. е. тем, кто идёт навстречу вам по дороге).
- Кроме того — попутному трамваю (если трамвай идёт в том же направлении, что и вы).
- Если дорога узкая и вы начинаете разворот, но навстречу кто-то идет — вы должны уступить и дождаться момента.
Пункт 59. Разворот вне перекрестка от правого края
«Если для разворота вне перекрестка ширина проезжей части дороги недостаточна для его выполнения из крайнего левого положения, разворот допускается производить от правого края проезжей части дороги (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.»
Это значит:
- Если дорога узкая и нет места для разворота из крайнего левого положения — разрешается развернуться, начиная с правого края (или правой обочины).
- Но обязательное условие — уступить дорогу как встречным, так и попутным транспортным средствам.
- То есть, этот способ — запасной вариант, когда классический разворот невозможен.
Пункт 63. Запреты разворота
«Разворот запрещён:
63.1. на пешеходных переходах и ближе 10 метров от них с обеих сторон, кроме случая разрешенного разворота на обозначенном перекрестке;
63.2. на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
63.3. на железнодорожных переездах; »
(Также ПДД РБ уточняет: «в местах, где видимость дороги хотя бы в одном направлении менее 100 метров» — см. другие части)
Это значит:
- На пешеходных переходах — разворот прямо на переходе запрещён. И ближе 10 метров с каждой стороны нельзя разворачиваться — это важно на внутригородских улицах.
- На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними — запрещено, потому что обзор и устойчивость хуже.
- На железнодорожных переездах — разворот там опасен и запрещён.
Дополнительный запрет: в местах, где видимость дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м — если не видно, разворот делать нельзя.
Пункты раздела 10: полосы, движения, перестроение
Эти пункты важны как «фон», поскольку разворот часто пересекается с правилами о полосах и перестроениях.
Пункт 75: количество полос определяется знаками / разметкой.
Пункт 76: запрещается выезжать на встречную полосу при наличии двух и более полос.
Пункт 79: перестроение допускается только в допустимых ситуациях (поворот, разворот и т. д.).
Это значит:
Если вы хотите развернуться, вам может понадобиться перестроиться в левую полосу заранее. Но перестроение должно быть безопасным и по правилам (с включением сигнала, уступанием, проверкой зеркал).
Алгоритм выполнения разворота в разных ситуациях
Теперь — пошагово, как действовать на экзамене и в реальной жизни, в разных ситуациях.
Ситуация 1: разворот на перекрёстке
Когда допускается: если на перекрёстке нет знака «Разворот запрещён» и нет разметки, запрещающей поворот / разворот. Также соблюдая сигналы светофора / регулировщика. И еще момент из билетов, следите, чтобы не было знака «Конец одностороннего движения» (перечеркнутая стрелка вперед), в этом случае разворот невозможен, так как поедете против движения.
Алгоритм:
- Оценка — разрешён ли разворот. Проверь знак (например, «Разворот запрещён»), разметку, светофор, запреты на движение из полосы.
- Занять крайнее левое положение перед разворотом (пункт 54).
- Подать сигнал (левая «габаритка» или указатель поворота).
- Уступить дорогу, если требуется: на регулируемом — по сигналам; на нерегулируемом — по приоритету, «помехе справа» и встречным.
- Выполнять разворот, ведя автомобиль по траектории так, чтобы выехать уже в нужную полосу без пересечения встречных полос (пункт 56).
- При невозможности идеальной траектории — можно слегка отступить (пункт 57), если безопасно.
- После разворота — занять правильную полосу движения и корректно включиться в поток.
Особые моменты:
- В Беларуси возможен разворот на перекрёстке из крайнего правого положения в некоторых ситуациях (это специфично для РБ).
- Если есть дополнительные секции светофора (стрелки) и знаки «Направление движения по полосам» — смотрите их.
- Не делать разворот, если после перекрёстка узкий участок — может не хватить места.
Ситуация 2: разворот вне перекрёстка
Когда допустим: когда дорога имеет достаточную ширину, нет запрещающих знаков и условий видимости, и нет пешеходных переходов рядом (учитывая запреты из п. 63 и др.).
Алгоритм:
- Оценка места — убедитесь, что нет запрещающих знаков / разметки, что видимость достаточная (не менее 100 м).
- Занять положение: обычно левое (пункт 54).
- Сигналить — левый поворотник.
- Уступить дорогу встречным и попутному трамваю (пункт 58).
- Выполнить разворот, по возможности по правильной траектории.
- Если место узкое — можно делать разворот от правого края (пункт 59), уступив дорогу всем.
- Контролировать безопасность — не мешать движению.
Пример из практики: если узкая улица в жилом районе, разворот внутри квартала — часто приходится использовать вариант от правого края.
Ситуация 3: разворот на автодроме / учебной площадке
На автодроме разворот часто выполняют в больших площадях, где нет движущегося транспорта. Здесь важно соблюсти технику манёвра:
- Подъехать к месту разворота, занять левое положение.
- Подать сигнал, безопасно выполнить разворот (иногда в два приёма, если площадка узкая).
- Проверить зеркала, осмотреть заднюю часть, двигаться аккуратно.
- В три приёма: вперед, назад, вперед — если место узкое.
На экзамене ценят чистоту траектории, безопасную скорость, уверенное ведение автомобиля в разворот без дергания руля и паники.
А у нас есть удобный (и бесплатный!) тренажер с билетами ПДД РБ для зачетов и экзаменов. Стартуйте первое занятие!
✔︎ Все вопросы из программ автошкол | ✔︎ 100% соответствие ПДД РБ | ✔︎ Учеба с любых устройств

Запомнить
- Перед разворотом — обязательно занять крайнее положение (если иное не предопределено знаками/разметкой).
- При наличии трамвайных путей слева — допускается разворот / левый поворот с них, если нет запрета и если не мешаешь трамваю.
- Траектория разворота / поворота должна быть такой, чтобы не выехать на встречку (пункт 56).
- Если невозможна идеальная траектория — допускается отступление, но без препятствий другим (пункт 57).
- Вне перекрёстка перед разворотом уступают дорогу встречным и попутному трамваю (пункт 58).
- Если ширина недостаточна — можно развернуться от правого края, уступая всем (пункт 59).
- Разворот запрещён: на пешеходных переходах и ближе 10 м, на мостах / эстакадах / путепроводах / ж/д переездах, в местах с плохой видимостью (пункт 63).
Зная эти пункты, практиковаться на дороге будет в разы легче. Удачи на экзамене!
Часто спрашивают
- Можно ли развернуться сразу после пешеходного перехода?» — ответ: нет, ближе 10 м от перехода разворот запрещён (п. 63).
- Студенты жалуются: «на проспекте с трамвайными путями слева часто путаешься, можно ли выезжать на трамвайные пути?» — тест часто требует помнить пункт 55:
«При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью дороги, поворот налево или разворот могут выполняться с этих путей, если дорожными знаками «Направление движения по полосам», «Направление движения по полосе» не предписан иной порядок движения. При этом трамваю не должно создаваться препятствие для движения.»
- На узких улочках иногда разворот невозможен из левого положения — это на прямую регламентирует пункт 59:
«Если для разворота вне перекрестка ширина проезжей части дороги недостаточна для его выполнения из крайнего левого положения, разворот допускается производить от правого края проезжей части дороги (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.»

