Обновляем тренажер 🫡
Возобновим работу в течение месяца. Оставьте контакты, отправим уведомление, как только все заработает!
Спасибо! Напишем вам в первую очередь!
Упс! Что-то пошло нет так... 
Проверьте введенные данные

Повороты в ПДД: правила, ошибки и советы для учеников

Разбор поворотов по ПДД Беларуси: правильные действия, частые ошибки, советы для экзамена и практики.

‍Введение

Скорее всего, ты сейчас учишься в автошколе, и впереди тебя ждет тот самый экзамен в ГАИ, а может, и первые самостоятельные выезды в город. Маневры поворота и разворота — это не просто пункты из ПДД, а твоя основа уверенности и безопасности за рулем. А еще это одно из самых частых и «дорогих» заданий на практическом экзамене. Досадные ошибки, допущенные из-за волнения или непонимания, могут стоить тебе прав.

Теория для практики. Главные правила маневрирования

Любой маневр начинается с подготовки. Правила дорожного движения Республики Беларусь очень четко описывают, что водитель должен делать, прежде чем повернуть или развернуться. Если ты будешь следовать этому простому алгоритму, уже половина успеха у тебя в кармане.

1. Сигнал поворотниками. Это базовое правило, которое почему-то забывают чаще всего. Ты обязан включить указатель поворота перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой. При этом сигнал должен быть подан заблаговременно, но не настолько рано, чтобы ввести других водителей в заблуждение. Представь, что ты на Партизанском проспекте в Минске: если включишь правый поворотник за 500 метров до поворота, водители за тобой не поймут, собираешься ты перестраиваться или поворачивать. И не забывай его выключать сразу после завершения маневра. Своевременное выключение так же важно, как и своевременное включение.

2. Оценка ситуации. Поворотник — это только твои намерения. Чтобы безопасно выполнить маневр, ты должен убедиться, что он никому не помешает. Всегда смотри в зеркала — не только в боковые, но и в салонное. Убедись, что рядом нет мотоцикла или другого автомобиля, который может попасть в «слепую зону». Волнение на экзамене часто заставляет забывать об этом, но инспектор обязательно отметит, если ты не будешь пользоваться зеркалами.

3. Правильный выбор полосы. Перед поворотом направо, налево или разворотом ты обязан занять соответствующее крайнее положение на проезжей части. Это значит, что для поворота направо нужно сместиться в крайнюю правую полосу, а для поворота налево или разворота — в крайнюю левую.

4. Уступаем дорогу. Это один из самых частых источников ошибок, и именно здесь кроется большинство штрафных баллов. При повороте налево или направо ты обязан предоставить преимущество пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую ты поворачиваешь, а также уступить дорогу велосипедистам и водителям средств персональной мобильности. Это очень важный нюанс: независимо от наличия знаков или разметки, пешеход всегда имеет преимущество в этом случае. Несоблюдение этого правила — это грубая ошибка, которая может привести к немедленному прекращению экзамена.

Повороты. Частые ошибки, которые стоят баллов

На экзамене в ГАИ любая, даже самая незначительная, ошибка может привести к провалу. Давай разберем типичные проблемы, которые возникают при поворотах.

Ошибка №1: Забыл включить или выключить поворотник. Это кажется мелочью, но инспектор будет фиксировать каждое такое нарушение. Это не грубая, а значительная ошибка, но за каждое такое действие начисляются штрафные баллы. А их может набраться немало, учитывая, сколько поворотов ты сделаешь за время экзамена.

Ошибка №2: Не уступил дорогу пешеходу или велосипедисту. Как уже было сказано, это одна из самых грубых ошибок. Она наказывается 5 штрафными баллами и может привести к немедленному окончанию экзамена. Приближаясь к перекрестку, всегда смотри не только на светофор и знаки, но и на тротуары: оцени, собирается ли пешеход переходить дорогу. Если да, остановись заранее, даже если он еще не ступил на проезжую часть.

Ошибка №3: Выезд на встречную полосу. Это частая проблема при повороте налево. Правила ПДД не указывают, в какую конкретно полосу нужно поворачивать, если нет разметки или знаков, но самое главное — не выехать на полосу встречного движения. Если на перекрестке несколько полос для движения в твоем направлении, и ты не уверен, в какую именно повернуть, лучше придерживаться крайней правой. Это безопаснее и всегда будет считаться правильным.

Развороты. Разбираем по шагам, чтобы сдать с первого раза

Разворот — это маневр, который требует особой внимательности. На экзамене его часто дают в самых сложных местах, чтобы проверить твои навыки.

Разворот на перекрестке.

Схема действий проста:

  1. Займи крайнее левое положение на проезжей части.
  2. Включи левый поворотник.
  3. На разрешающий сигнал светофора выезжай на центр перекрестка.
  4. Убедись, что ты не создаешь помех встречным автомобилям, и пропусти их, если они имеют преимущество.
  5. Заверши маневр.

Важно помнить: если ты начал маневр на разрешающий сигнал, но не успел его завершить до смены светофора, ты можешь спокойно закончить разворот, так как другие водители обязаны тебя пропустить. Но при этом нужно быть крайне внимательным, чтобы не попасть в ДТП.

Разворот вне перекрестка.

Выполнить разворот можно и вне перекрестка, если это не запрещено. Главные условия:

  • Хорошая видимость дороги в обоих направлениях — не менее 100 метров.
  • Отсутствие запрещающих знаков или сплошной линии разметки.
  • Разворот можно выполнять от правого края проезжей части.
  • Через трамвайные пути разворот разрешен только, если они расположены на одном уровне с дорогой, и нет запрещающих знаков.

Разворот в ограниченном пространстве.

Это упражнение, которое может встретиться как на автодроме, так и в городе. Цель — развернуться на узкой дороге, не заезжая на бордюр и не пересекая разметку. Вот пошаговая инструкция:

  1. Оцени пространство. Прижмись к правому краю дороги, чтобы оставить себе как можно больше места для маневра.
  2. Включи левый поворотник и выкрути руль до упора влево. Медленно двигайся вперед, пока не упрешься в воображаемый или реальный бордюр.
  3. Остановись, включи заднюю передачу и правый поворотник.
  4. Выкрути руль до упора вправо. Медленно двигайся назад, постоянно контролируя ситуацию по зеркалам, чтобы не задеть препятствие сзади.
  5. Снова остановись, включи первую передачу и левый поворотник. Выкрути руль влево и заверши маневр. При движении вперед или назад всегда уступай дорогу другим участникам движения.

Места, где разворот запрещен. Запомни, чтобы не провалиться

Это список мест, которые ты должен знать как «Отче наш». Разворот здесь категорически запрещен и приводит к очень серьезным штрафам на экзамене, а в реальной жизни — к ДТП. Все эти места объединяет один принцип: низкая видимость и/или повышенная опасность.

Разворот запрещен:

  • На пешеходных переходах и ближе 15 метров от них в обе стороны.
  • На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними.
  • В тоннелях.
  • На железнодорожных переездах.
  • В местах остановок маршрутных транспортных средств и ближе 15 метров от знаков «Место остановки автобуса» или «Место остановки троллейбуса».

Экзамен в ГАИ. От теории к практике

Знание ПДД — это только половина дела. На экзамене инспектор часто дает задания на самых сложных участках маршрута, чтобы проверить, насколько хорошо ты чувствуешь габариты машины и умеешь применять правила на практике. Если ты сдаешь в Минске, то наверняка уже слышал про маршруты ГАИ на улице Семашко. Там есть несколько действительно «коварных» мест, где курсанты часто допускают ошибки.

Читаю на форумах, что ученики часто «валятся» на узких разворотах, где нужно заезжать на второстепенную дорогу, чтобы развернуться, или на широких перекрестках с островками безопасности. Помню, как один ученик, чтобы избежать столкновения, растерялся и выехал на встречную полосу при повороте, что, конечно, привело к провалу. Подобные задания даются не для того, чтобы завалить, а чтобы проверить, как ты ориентируешься в нестандартной ситуации. Мой совет — заранее изучи эти маршруты и потренируйся на них с инструктором.

А у нас есть удобный (и бесплатный!) тренажер с билетами ПДД РБ для зачетов и экзаменов. Стартуйте первое занятие!

✔︎ Все вопросы из программ автошкол | ✔︎ 100% соответствие ПДД РБ | ✔︎ Учеба с любых устройств

Решать билеты >>>

Вопрос-ответ

1. Что будет, если я забуду выключить поворотник после маневра?

Это считается нарушением правил маневрирования. На экзамене инспектор зафиксирует это и может начислить штрафные баллы. В реальной жизни невыключенный поворотник может ввести в заблуждение других водителей, которые могут подумать, что ты собираешься повернуть или перестроиться, и это может создать аварийную ситуацию.

2. В какую полосу нужно поворачивать на перекрестке, если нет разметки?

Согласно ПДД, водитель имеет право занять любую полосу, предназначенную для движения в его направлении. Однако, если ты не уверен или тебе сложно сориентироваться, лучше всего повернуть в крайнюю правую полосу. Это самый безопасный и предсказуемый вариант, который не вызовет вопросов.

3. Как правильно развернуться на узкой дороге без выезда на встречку?

Это упражнение называется «разворот в ограниченном пространстве». Его нужно выполнять в несколько приемов, используя задний ход. Действуй пошагово: прижмись вправо, включи левый поворотник и выкрути руль влево. Когда машина будет близко к краю, остановись. Включи заднюю передачу и правый поворотник, выкрути руль вправо и сдай назад. После этого снова включи первую передачу, левый поворотник и выкрути руль влево, чтобы завершить маневр.

4. Нужно ли включать поворотник, если главная дорога на перекрестке уходит в сторону?

Да, обязательно. Пункт 59 ПДД РБ гласит, что при движении по главной дороге, которая на перекрестке меняет направление, водитель обязан подавать световой сигнал поворота соответствующего направления. Выполняя этот маневр, ты фактически изменяешь направление движения.

Еще по теме

Словарь ПДД РБ. 40 золотых терминов из билетов!

Большинство билетов на экзамене — просто игра слов в стиле «что есть что». Зная термины — легко разберетесь как в этой игре побеждать!

Читать

ПДД РБ: приоритет. Кто едет первым?!

Если теряетесь, когда ехать, а когда уступать — пора разобраться с правилами приоритета в ПДД РБ

Читать

Медицина в ПДД РБ: чек-лист для экзаменов (и жизни)

Тема медицины — это то, что обязан сделать водитель, чтобы спасти свою и чужие жизни. Не навредить!

Читать

Фары в ПДД РБ по пунктам. Что, когда и зачем?

Включили не там — ослепили встречного не включили где требуется — получили ошибку на экзамене.

Читать

Скорость в ПДД РБ по пунктам. «Простая» тема или...

Кажется, скорость — самая банальная тема: «в городе 60, вне города 90…». На деле в ПДД РБ заложено немало деталей.

Читать

Прицепы в ПДД РБ по пунктам. Правила, нюансы, ограничения.

Обсудим все пункты ПДД РБ, касающиеся прицепов. Поясним правила простым языком и разберем примеры экзаменационных билетов.

Читать

Идеальный обгон! 8 правил ПДД РБ.

Обгон — самый рискованный манёвр. И без опыта за рулем этот риск ощущается еще сильнее!

Читать

Что делать при ДТП? Учим ПДД РБ (2025)

Знание правил поведения при ДТП — главное знание водителя. И это не преувеличение, ведь в конечном итоге, главное сохранить свою и чужие жизни.

Читать

Шины в ПДД РБ: маркировки, требования, новые правила 2025

Тема кажется такой скучной — шины, протекторы, сезоны… Кому это надо? Но поверь, здесь не все так просто.

Читать

Развороты в ПДД РБ: 8 ключевых правил

На экзамене всегда встречаются задания на разворот: в билетах, на автодроме, в городе. Разбираемся, как выполнять верно

Читать

ПДД РБ 2025: самокаты, велосипеды, СПМ. Полный разбор.

В этой статье — все обновления ПДД РБ 2025 года. Разберемся с темой СПМ, велосипедов и прочих колесных, чтобы не путаться в билетах.

Читать

Разбор ПДД РБ: остановка и стоянка как по учебнику

Разбираем ключевые пункты Правил дорожного движения Республики Беларусь. Как, где и когда парковаться?

Читать

Трамваи в ПДД РБ: как их понимать?! Простой гайд.

Разберём, что говорят Правила дорожного движения Республики Беларусь и как применять эти пункты на практике.

Читать