Обновляем тренажер 🫡
Возобновим работу в течение месяца. Оставьте контакты, отправим уведомление, как только все заработает!
Спасибо! Напишем вам в первую очередь!
Упс! Что-то пошло нет так... 
Проверьте введенные данные

Фары в ПДД РБ по пунктам. Что, когда и зачем?

Включили не там — ослепили встречного не включили где требуется — получили ошибку на экзамене.

Введение

Свет — это в первую очередь ваша заметность для других участников движения. Включили не там — ослепили встречного, словили штраф, не включили где требуется — получили ошибку на экзамене. Разберём что, когда и зачем включать по пунктам ПДД РБ последней редакции от 2025.

Что изучим

  • Глава 22 «Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами ТС»:
    п. 162–164 — обязательность света в тёмное время и при недостаточной видимости, переключение дальний/ближний, свет при остановке/стоянке;
    п. 165–167 — применение передних ПТФ (вместе и вместо ближнего), случаи обязательного и ситуационного включения света днём (ближний/ДХО);
    п. 168–169 — прожектор/искатель и задние ПТФ;
    п. 170–171 — опознавательный знак «Автопоезд» и маячок оранжевого цвета (когда обязан быть включён);
    п. 172–173 — световой сигнал как альтернатива звуковому.
  • Глава 1. Термины:
    п. 2.63 «тёмное время суток», п. 2.30 «недостаточная видимость дороги» (ключевые определения для применения п. 162 и 169).
  • Глава 20. Велосипедисты, средства персональной мобильности и мопеды:
    п. 149 — какие огни и какого цвета обязательно: спереди белый, сзади красный, плюс одежда повышенной видимости вне населённых пунктов (кроме движения по велодорожке).
  • Приложение 4, глава 3 «Внешние световые приборы» (техническое состояние и запреты):
    требования к количеству, типу, цвету, расположению, режимам работы; регулировка фар; запреты на красный свет спереди/белый сзади (кроме оговорённых случаев), подключение задних ПТФ к стоп-сигналам, «люстры», более двух ПТФ, загрязнение/неисправность приборов.

Что говорит ПДД?

1) Гл. 22 п. 162 — Обязательное включение света в тёмное время/при недостаточной видимости

«При движении в тёмное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги независимо от её освещённости на транспортном средстве должны быть включены: фары дальнего или ближнего света — на механическом ТС; фары и (или) фонари — на велосипеде и средстве персональной мобильности; габаритные огни — на прицепе…»

Это значит:

  • Ночь/туман/ливень/метель → ближний или дальний (по обстановке) на автомобиле.
  • Велосипед/СПМ обязаны иметь включённые огни.
  • Прицепгабариты; без них стоять на обочине в темноте нельзя.

2) Гл. 22 п. 163 — Когда дальний обязан быть переключён на ближний

«Дальний свет должен быть переключён на ближний: в населённом пункте, если дорога освещена; при встречном разъезде — на расстоянии не менее 300 м (или дальше — по сигналу встречного); если дальний освещает попутное ТС; а также в иных случаях — чтобы исключить ослепление. При ослеплении водитель должен немедленно включить аварийную сигнализацию, не перестраиваясь, снизить скорость и остановиться

Это значит:

  • В освещённом городе — ездим на ближнем.
  • 300 м до встречки — базовая цифра для билетов.
  • Подсветили впереди идущее ТС — переключайтесь.
  • Ослепили — аварийка, тормозим в своей полосе, останавливаемся.

3) Гл. 22 п. 164 — Свет при остановке/стоянке

«При остановке/стоянке в тёмное время на неосвещённых участках и (или) при недостаточной видимости (кроме жилых зон) должны быть включены габаритные или стояночные огни

Это значит:

  • Ночью «в поле» или в тумане — обязательны габариты/стояночные.
  • В жилой зоне это требование не действует, но видимость обеспечьте.

4) Гл. 22 п. 165 — Противотуманные фары (ПТФ)

«ПТФ могут использоваться: в тёмное время и (или) при недостаточной видимости совместно с ближним или дальним; а также вместо ближнего — в условиях п. 166 и п. 167

Это значит:

  • В непогоде: ПТФ + ближний — корректно; ПТФ + дальний — допустимо, если не слепите.
  • Днём в оговорённых случаях ПТФ могут заменить ближний.

5) Гл. 22 п. 166 — Когда днём свет обязателен

«В светлое время суток для обозначения движущегося ТС должны быть включены ближний или ДХО (при наличии): мото/мопед, колонна, маршрутка по выделенной навстречу, перевозка детей, опасные грузы, тяжеловесные/крупногабаритные, буксирующее ТС, обучение и сдача практического экзамена, временное движение по встречной; а также ежегодно с 25.05–05.06 и 25.08–05.09 — для всех.»

Это значит:

  • На учебной/экзаменационной машине днём свет обязателен.
  • В «сезонные периоды» свет днём включают все, даже легковые «без поводов».

6) Гл. 22 п. 167 — Днём «по ситуации» (ухудшилась видимость)

«При ухудшении видимости ТС днём для его обозначения могут быть включены ближний или ДХО (при наличии).»

Это значит:

  • Дневной туман/ливень/снег — включите ближний или ДХО; при желании — ПТФ вместо ближнего (по п. 165.2).

7) Гл. 22 п. 168 — Фара-прожектор и фара-искатель

«Фарой-прожектором и фарой-искателем можно пользоваться только вне населённых пунктов и без встречных ТС. В населённых пунктах — только оперативные ТС при выполнении задания.»

Это значит:

  • Для обычных водителей в городе запрещено.
  • Вне города — только когда встречных нет.

8) Гл. 22 п. 169 — Задние противотуманные фонари

«Задние ПТФ могут применяться только при недостаточной видимости дороги.»

Это значит:

  • В ясную погоду — запрещено, слепит.
  • Туман/снег/сильный дождь — включайте.

9) Гл. 22 пп. 172–173 — Световой сигнал вместо звукового

«Звуковые сигналы: только для предупреждения об обгоне вне НП или для предотвращения ДТП. Вместо звукового днём — кратковременное включение/выключение света фар, ночью — переключение ближний/дальний

Это значит:

  • Днём «моргнуть» — корректный сигнал об обгоне.
  • Ночью — коротко щёлкнуть дальним. Долго «жарить» дальним — нельзя.

10) Гл. 1 п. 2.63 и п. 2.30 — Термины (без них билеты не сходятся)

«Тёмное время суток — промежуток времени после захода до восхода солнца.»
«Недостаточная видимость дороги — видимость менее 300 м из-за погоды и других факторов.»

Это значит:

  • «Сумерки ещё светло» — не аргумент: после захода — уже тёмное.
  • Менее 300 м — это триггер для п. 162 (включаем ближний/дальний) и п. 169 (задняя ПТФ).

11) Гл. 22 п. 170 — Опознавательный знак «Автопоезд»

«Знак «Автопоезд» должен быть включён при движении автопоезда, а в тёмное время на неосвещённых участках и (или) при недостаточной видимостии на время остановки/стоянки

Это значит:

  • Тягач с прицепом/полуприцепом — знак включаем в движении.
  • Ночью вне НП/при видимости < 300 м — не выключаем даже при остановке.

12) Гл. 22 п. 171 — Маячок оранжевого цвета (когда он обязателен)

«Оранжевый маячок должен быть включён на ТС/самоходных машинах при дорожных работах; при перевозке опасных и тяжеловесных/крупногабаритных грузов (включая сопровождение); на эвакуаторе при погрузке/выгрузке; при подвозе групп детей (посадка/высадка); на самоходных машинах/колёсных тракторах при движении по дороге; при сопровождении спортмероприятий (велоколонн, триатлона и т.п.).»

Это значит:

  • Маячок предупреждает, а не даёт «преимущество».
  • Если подпадаете под перечень — включение обязательно.

13) Гл. 20 п. 149 — Вело/СПМ/мопед: какие огни и какого цвета

«В тёмное время и (или) при недостаточной видимости на велосипеде, СПМ или мопеде должны быть включены: спереди — белая фара (фонарь), сзади — красный фонарь. Вне НП велосипедист и водитель СПМ должны быть в одежде повышенной видимости со световозвращателями (кроме движения по велодорожке).»

Это значит:

  • Цвета фиксированы: белый спереди, красный сзади.
  • За городом — одежда повышенной видимости обязательна (кроме велодорожки).

14) Прил. 4, гл. 3 — Внешние световые приборы: техсостояние и запреты

«Запрещается участие в движении, если: количество/тип/цвет/расположение/режим работы световых приборов не соответствуют конструкции; запрещено подключать задние ПТФ к стоп-сигналам; нарушена регулировка фар; не работают/загрязнены приборы и световозвращатели; установлены огни недопустимых цветов (например, красный спереди, белый сзади, за исключением оговорённых случаев); установлено более двух ПТФ, «люстры» и т.п.»

Это значит:

  • Любой «тюнинг-свет» вразрез с конструкцией — повод для запрета эксплуатации.
  • Красный спереди/белый сзади (за исключениями) — жёстко нельзя.
  • Неверно отрегулированные/грязные фары — тоже нарушение.

15) Гл. 22 п. 162 (увязка) — ДХО не заменяют ближний ночью/в непогоде

«На механическом ТС в тёмное время и (или) при недостаточной видимости должны быть включены фары ближнего или дальнего света

Это значит:

  • Ночью/в тумане ехать только на ДХО нельзя — включайте ближний (или дальний по обстановке).
  • ПТФ вместо ближнего допускаются только по п. 165.2 в связке с п. 166–167.

А у нас есть удобный (и бесплатный!) тренажер с билетами ПДД РБ для зачетов и экзаменов. Стартуйте первое занятие!

✔︎ Все вопросы из программ автошкол | ✔︎ 100% соответствие ПДД РБ | ✔︎ Учеба с любых устройств

Решать билеты >>>

Что запомнить

  • Тёмное время/плохая видимость (< 300 м) → на авто ближний или дальний, на вело/СПМ — включённые огни; прицеп — габариты.
  • Дальний → ближний: освещённый НП, 300 м до встречки (или раньше — по «морганию»), «подсвечиваете» попутное, любой риск ослепления.
  • ПТФ: можно вместе с ближним/дальним; вместо ближнеготолько по п. 166–167.
  • Днём свет обязателен: мото/мопед, колонна, маршрутка «навстречу», «детские» перевозки, опасные/тяжёлые/крупногабаритные, буксировка, обучение/экзамен, временное движение по встречной, и периоды 25.05–05.06 и 25.08–05.09.
  • Задняя ПТФтолько при недостаточной видимости; прожектор/искатель — вне НП и без встречных.
  • Вело/СПМ/мопед: белый спереди, красный сзади, вне НП — одежда повышенной видимости.
  • Тюнинг-свет: «красный спереди/белый сзади», ПТФ «вместо стопов», «люстры» и неверная регулировка — запрет эксплуатации.
  • ДХО ночью/в тумане не заменяют ближний: включайте ближний/дальний.

Вопрос–ответ

В: Можно ли днём включить только передние ПТФ вместо ближнего?
О: Да, но строго по п. 165.2 — в случаях п. 166 (где свет обязателен днём) и п. 167 (когда днём ухудшилась видимость).

В: На каком расстоянии до встречного надо переключать дальний?
О: Не менее 300 м. Раньше — если встречный «просит» световым сигналом.

В: Можно ли ночью ехать только на ДХО — «и так всё видно»?
О: Нельзя. Ночью/при недостаточной видимости обязательны ближний/дальний.

В: На автопоезде встал на обочину в тёмное время вне НП. Знак «Автопоезд» оставлять включённым?
О: Да. В этих условиях он включается и на остановке/стоянке.

В: Велосипедисту днём в туман — какие огни?
О: Те же, что и ночью: спереди — белый, сзади — красный; вне НП — ещё и одежда повышенной видимости.

В: Можно поставить «красивые» белые габариты сзади?
О: Нельзя. Это прямой запрет по цветам огней/световозвращателей из Приложения 4.

Еще по теме

Словарь ПДД РБ. 40 золотых терминов из билетов!

Большинство билетов на экзамене — просто игра слов в стиле «что есть что». Зная термины — легко разберетесь как в этой игре побеждать!

Читать

ПДД РБ: приоритет. Кто едет первым?!

Если теряетесь, когда ехать, а когда уступать — пора разобраться с правилами приоритета в ПДД РБ

Читать

Медицина в ПДД РБ: чек-лист для экзаменов (и жизни)

Тема медицины — это то, что обязан сделать водитель, чтобы спасти свою и чужие жизни. Не навредить!

Читать

Скорость в ПДД РБ по пунктам. «Простая» тема или...

Кажется, скорость — самая банальная тема: «в городе 60, вне города 90…». На деле в ПДД РБ заложено немало деталей.

Читать

Прицепы в ПДД РБ по пунктам. Правила, нюансы, ограничения.

Обсудим все пункты ПДД РБ, касающиеся прицепов. Поясним правила простым языком и разберем примеры экзаменационных билетов.

Читать

Идеальный обгон! 8 правил ПДД РБ.

Обгон — самый рискованный манёвр. И без опыта за рулем этот риск ощущается еще сильнее!

Читать

Что делать при ДТП? Учим ПДД РБ (2025)

Знание правил поведения при ДТП — главное знание водителя. И это не преувеличение, ведь в конечном итоге, главное сохранить свою и чужие жизни.

Читать

Шины в ПДД РБ: маркировки, требования, новые правила 2025

Тема кажется такой скучной — шины, протекторы, сезоны… Кому это надо? Но поверь, здесь не все так просто.

Читать

Развороты в ПДД РБ: 8 ключевых правил

На экзамене всегда встречаются задания на разворот: в билетах, на автодроме, в городе. Разбираемся, как выполнять верно

Читать

ПДД РБ 2025: самокаты, велосипеды, СПМ. Полный разбор.

В этой статье — все обновления ПДД РБ 2025 года. Разберемся с темой СПМ, велосипедов и прочих колесных, чтобы не путаться в билетах.

Читать

Разбор ПДД РБ: остановка и стоянка как по учебнику

Разбираем ключевые пункты Правил дорожного движения Республики Беларусь. Как, где и когда парковаться?

Читать

Трамваи в ПДД РБ: как их понимать?! Простой гайд.

Разберём, что говорят Правила дорожного движения Республики Беларусь и как применять эти пункты на практике.

Читать

Повороты в ПДД: правила, ошибки и советы для учеников

Разбор поворотов по ПДД Беларуси: правильные действия, частые ошибки, советы для экзамена и практики.

Читать