Введение
В последние годы на улицах появилось много электросамокатов, моноколёс и других СПМ — экзаменатор, инструктор и водитель в городе должны понимать, как эти участники вписываются в ПДД. В этой статье — все обновления ПДД РБ 2025 года, коротко, с выдержками из правил и понятными объяснениями.
Что это с точки зрения ПДД РБ
СПМ — это признано законом и приравнено к велосипедисту.
«Средство персональной мобильности — транспортное средство … максимальную конструктивную скорость движения не более 25 км/ч.»
Пояснение: формально СПМ — это моторизированный одно- или многоколёсный аппарат с ограничением скорости 25 км/ч; по ПДД лица на СПМ приравниваются к велосипедистам с учётом особенностей правил. Это значит: при ответах в билетах и в реальной езде учитывайте правила для велосипедов, если не оговорено иначе.
Велосипедист считается водителем в соответствии с официальными Правилами дорожного движения Республики Беларусь. Водитель СПМ (электросамоката) — тоже водитель, приравненный к велосипедисту.
«Водитель» — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе велосипедом, гужевой повозкой, средством персональной мобильности и т.п.).
Как это работает — ключевые правила
Двигаться по велодорожке (или там, где она есть)
«Движение на велосипеде и средстве персональной мобильности должно осуществляться по велосипедной дорожке…»
Пояснение: если есть велосипедная дорожка — ездите по ней. Если её нет — допустимы обочина, тротуар или пешеходная дорожка, но только так, чтобы не мешать пешеходам; если и это невозможно — по проезжей части, не далее 1 м от правого края (в один ряд). Эти условия часто спрашивают в билетах — запомните последовательность: велодорожка → обочина/тротуар → проезжая часть (не далее 1 м).
Пересечение проезжей части — спешиваться (за исключениями)
«Перед пересечением проезжей части велосипедист и водитель средства персональной мобильности обязаны спешиваться…».
Пояснение: при переходе проезжей части (не по велосипедному переезду) вы должны слезть с аппарата и перейти как пешеход. На экзамене и в реальной жизни это важный момент — ехать через проезжую часть «как машина» запрещено. Если есть велосипедный переезд — правила проезда там особые, есть отдельные знаки и вело-светофоры разрешающие пересечение проезжей части без спешивания (подробнее напишу ниже, но перед этим еще важная пара аспектов).
Движение в тёмное время и светотехника
«При движении в тёмное время суток … на велосипеде, средстве персональной мобильности … спереди — фара, сзади — фонарь».
Пояснение: на экзамене по практическим навыкам важно знать обязательное освещение: фара спереди белого света и красный фонарь сзади. Вне населённых пунктов — дополнительно одежда с светоотражающими элементами (если не по велодорожке).
Скорость и ограничения в населённых пунктах
«Водителю средства персональной мобильности запрещается двигаться в населенном пункте со скоростью более 10 км/ч, за исключением движения по велосипедным дорожкам или проезжей части…».
Пояснение: внутри города на тротуарах и пешеходных зонах СПМ должен ехать медленно — не более 10 км/ч, если вы не по велодорожке. На экзамене обратите внимание на формулировки: где находится водитель (тротуар/велодорожка/проезжая часть) — это меняет допустимую скорость.
Запреты и обязанности — что особенно важно
«Водителю средства персональной мобильности запрещается … двигаться в пешеходной зоне; не достигнув 14 лет — управлять СПМ на дороге без сопровождения совершеннолетнего».
Пояснение: пешеходная зона и жилые зоны — разные вещи; СПМ в пешеходной зоне ехать нельзя. Возрастные ограничения и запреты на перевозку/оставление, а также требование не создавать помех пешеходам — частые вопросы в билетах и случаи на экзамене.
Приравнивание СПМ к велосипедистам
«Лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности, приравниваются к велосипедистам…».
Пояснение: это закреплено указом и отражено в ПДД — значит, большинство правил для велосипедистов распространяются и на СПМ (ограничения и особенности прописаны отдельно). Для экзамена — отвечайте, опираясь на правила для велосипедиста, если вопрос касается СПМ.
Какие дорожные элементы и знаки важно знать
- «Велосипедная дорожка», «Велосипедная и пешеходная дорожка» — обособленная полоса или выделенный элемент дороги; может быть зелёной и маркироваться разметкой (1.29, 1.31).
- «Велосипедный переезд» — место перехода/переезда через проезжую часть, обозначенное знаком и/или разметкой. На переезде велосипедист может пересекать проезжую часть без спешивания, если действует вело-светофор или под пешеходным светофором установлен знак вело-светофора (данный знак разрешает движение без спешивания на зеленый свет установленного рядом пешеходного светофора).

- Разметка: номера типов разметки (в ПДД — 1.29, 1.30, 1.31 и т.д.) используются для обозначения велодорожек и пешеходных зон — на экзамене могут спросить по смыслу, а не по номеру.
Часто задаваемые вопросы
Нужно ли иметь права или регистрация для СПМ?
«Лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности, приравниваются к велосипедистам…»
Пояснение: по ПДД СПМ приравнены к велосипедистам; в ПДД нет требования получать водительские права для обычных СПМ (если иное не указано в специальных актах). Вопросы о регистрации/техосмотре зависят от конкретной конструкции и веса — ориентируйтесь на официальные разъяснения госорганов при сомнениях.
Можно ли ехать по тротуару на электросамокате?
«Движение ... должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для пешеходов.»
Пояснение: тротуар допустим только если нет велодорожки и вы не мешаете пешеходам; при движении в населённом пункте скорость ограничена (см. выше). На экзамене — формулируйте ответ так: «по велодорожке — обязательно; если нет — тротуар (без помех пешеходам)».
Нужно ли спешиваться на каждом переходе?
«Перед пересечением проезжей части велосипедист и водитель средства персональной мобильности обязаны спешиваться…», за исключением движения по велосипедному переезду.
Пояснение: да — если пересекаете проезжую часть не по велосипедному переезду, слезть и перейти пешком. Исключение — велосипедный переезд с соответствующей разметкой или регулированием.
Можно ли разворачиваться или поворачивать налево на СПМ?
«Водителю средства персональной мобильности запрещается … поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей трамвайный путь, и на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении».
Пояснение: развороты и повороты в некоторых ситуациях запрещены — обратите внимание на дорогу с трамвайными путями и многополосные направления; на экзамене часто проверяют знание этих ограничений.
А у нас есть удобный (и бесплатный!) тренажер с билетами ПДД РБ для зачетов и экзаменов. Стартуйте первое занятие!
✔︎ Все вопросы из программ автошкол | ✔︎ 100% соответствие ПДД РБ | ✔︎ Учеба с любых устройств

Короткая памятка
- Если есть велодорожка — движение для СПМ только по ней.
- Через проезжую часть — СПМ обязаны спешиваться, если нет велосипедного переезда (вело-светофора / знака).
- В тёмное время — фара и задний фонарь обязательны.
- В населённом пункте на тротуаре — не более 10 км/ч (если не по велодорожке).
- СПМ приравнены к велосипедистам — правила для обоих аналогичны
Источники и нормативная база
- Правила дорожного движения Республики Беларусь (ред. 2025 г.) — главы 1, 20 (пункты 2, 17, 147–156).
- Приложение 2: дорожные знаки 4.25, 4.26, 5.33.
- Приложение 3: разметка 1.29–1.31.
- Указ Президента №295 от 21.07.2023 — о регулировании средств персональной мобильности.
Удачи на экзамене!
.jpg)
