Что изучим
- Определения из Гл. 1 ПДД РБ:
— «Главная дорога» и нюансы покрытия/прилегающих территорий (п. 2.11).— «Перекрёсток» (границы и что перекрёстком не является) (п. 2.45). - Знаки приоритета (Приложение 2, §2): 2.1 «Главная дорога», 2.4 «Уступи дорогу», 2.5 «Движение без остановки запрещено», 2.6.1/2.6.2 «Преимущество/уступи встречному», 2.3.x «Пересечение/примыкание второстепенной», 2.3.4 «Пересечение равнозначных дорог».
- Гл. 13 «Проезд перекрёстков»: п. 100, 103, 105, 110.
- Гл. 15 (маршрутные ТС — трамвай) и вне перекрёстков: п. 123, 125.
- Гл. 9 «Маневрирование»: при перестроении и начале движения — кто кому уступает (п. 59 и др.)
- Гл. 16 (Ж/д переезды): всегда уступаем поезду (п. 126).
- Гл. 18 (жилые/пешеходные зоны, прилегающие): выезд — всегда без приоритета (п. 136).
Что говорит ПДД?
1) Главная дорога
«Главная дорога — дорога, обозначенная… “Главная дорога”, “Пересечение со второстепенной дорогой”, “Примыкание второстепенной дороги”, “Автомагистраль” или “Дорога для автомобилей”… дорога с усовершенствованным покрытием — по отношению к дороге без такого покрытия, дорога с гравийным покрытием — по отношению к грунтовой, любая дорога — по отношению к выездам с прилегающих территорий или жилых зон.
Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрёстком участка с покрытием … не делает её равной по значению с пересекаемой». (п. 2.11 ПДД РБ)
Это значит:
- Покрытие решает. Асфальт/бетон выше гравия, гравий выше грунта. Кусок асфальта «перед носом» второстепенной — не выравнивает статусы.
- Выезд из двора/АЗС/парковки/жилой зоны — вы второстепенные по определению.
2) Перекресток
«Перекрёсток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне… Не являются перекрёстками пересечения с велосипедными, пешеходными дорожками и дорожками для всадников». (п. 2.45)
Это значит:
- Въезды с прилегающих территорий — тоже перекрёстки в терминологии РБ; но приоритет у них — как у второстепенных.
- Переезды через велодорожку/переход — не перекрёсток, приоритет смотрим по иным нормам (пешеход/велосипед/всадник).
3) Знаки приоритета
«Знаки приоритета устанавливают очерёдность проезда… на участках, где движение не регулируется светофором/регулировщиком». (Прил. 2, §2 п. 11–12)
.webp)
Ключевые:
- 2.1 «Главная дорога» / 2.2 «Конец главной» — даёт/снимает преимущество.
- 2.3.1–2.3.3 — предупреждают, что другая дорога второстепенная; 2.3.4 — «равнозначные дороги».
- 2.4 «Уступи дорогу» — не мешайте тем, у кого приоритет.
- 2.5 «Движение без остановки запрещено» — обязательная остановка, а затем уступить (см. подробность ниже из Прил. 2).
Отдельная деталь — табличка 7.13,направление главной дороги. Она может устанавливаться в паре с 2.1, 2.4, 2.5. Толстой линией на ней обозначена главная дорога, тонкой второстепенная. Воспринимать ее стоит буквально. На знаке изображена схема перекрестка, накладывайте ее (в фнтазии!) на реальный перекресток перед вами и вы поймете все движение за секунду. Где главные, где второстепенные. Кто первый, кто последний.
.webp)
4) Помеха справа
«На перекрёстке равнозначных дорог водитель ТС, кроме трамвая, обязан уступить дорогу ТС, приближающимся справа… Водитель трамвая имеет преимущество… независимо от направления его движения». (п. 110)
Это значит:
- Без знаков и светофора — кто справа, тот первый (трамвай — ещё «главнее»).
- Поворачиваете налево (даже на равнозначном) — уступаете встречным, идущим прямо/направо + попутному трамваю (п. 103).
5) Трамвай
«Если сигналы разрешают движение одновременно трамваю и другим ТС, трамвай имеет преимущество…» (п. 105)«Вне перекрёстков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, трамвай имеет преимущество… кроме случаев выезда из депо и когда очередность задана знаками/светофором». (п. 123)
Это значит:
- На равнозначных перекрёстках трамвай имеет безусловный приоритет.
- При одновременном зелёном — трамвай первым (кроме стрелки в доп. секции, там трамвай уступает тем, кто движется с других направлений по основному сигналу).
6) Пешеход, велосипедист, СПМ
«При повороте налево/направо водитель обязан предоставить преимущество пешеходам… уступить дорогу велосипедистам и водителям средств персональной мобильности, движущимся по велосипедной дорожке в пределах проезжей части, и всадникам». (п. 100)
Это значит:
- Поворот — всегда «на цыпочках»: сначала пешеход/велосипед/СПМ/всадник, потом вы.
7) Прилегающие территории
«При выезде из жилой/пешеходной зон, с прилегающей территории — уступить дорогу ТС и всадникам по пересекаемой ПЧ и предоставить преимущество пешеходам». (п. 136)
Это значит:
- На выезде / въезде в прилешающие территории вы не имеете приоритета даже перед пешеходами и велосипедистами (пропускаем)
- В редких случаях на выездах установлены светофоры для пешеходов и авто — в таком случае приоритет всегда определяется именно светофором
8) Маневрирование в потоке
«При перестроении водитель должен уступить дорогу попутным ТС, движущимся без изменения направления… При одновременном перестроении — уступает тот, у кого другое ТС справа». (п. 59)
Это значит:
- База — никак не мешаем тем, кто едет прямо, не создаем препятствия
- В редких случаях, когда начали перестраиваться одновременно, то применяем правило помехи справа и уступаем тому, кто, соответственно, справа
9) Железнодорожные переезды
«Пересекать пути можно только по переездам, уступая дорогу железнодорожному ТС». (п. 126)
Это значит:
- Большинству это покажется очевидным, тем не менее, даже если шлагбаум на переезде открыт и горит разрешающий сигнал, а в путям несется поезд — будьте уверены, поезд вам не уступит
10) Круговое движение
«4.3 “Круговое движение” — разрешается объезд центрального островка … только в направлении, указанном стрелками.»
«2.4 “Уступить дорогу” — необходимо уступить ТС, движущимся по пересекаемой дороге…» (а при табличке 7.13 — по главной и также справа по равнозначной).
«На перекрёстке равнозначных дорог водитель … обязан уступить ТС, приближающимся справа». (п. 110)
.webp)
Это значит:
- Знак 4.3 не задаёт приоритет, он только указывает направление движения вокруг островка. Не путайте с «главной дорогой».
- Кто «главный» на кольце определяют знаки приоритета перед въездом — чаще всего 2.4 «Уступи дорогу» (иногда 2.5 «Стоп»). Если они есть, внутреннее кольцо едет первым, въезжающие — уступают.
- Нет 2.4 (уступи дорогу) / 2.5 (движение без остановки запрещено) или светофора — перекрёсток равнозначных дорог. Тогда действует «помеха справа»: преимущество у въезжающего, который для вас справа; едущие по кругу слева — уступают.
- Как подсказку можно также ориентироваться на разметку 1.13: которую почти всегда наносят в паре со знаком 2.4 (уступи дорогу). Данная линия указвает место, где вы обязаны остановиться в случае, если есть ТС, которым уступаете.
Разметка 1.13 — это горизонтальная дорожная разметка (линия из треугольников), которая указывает место, где водитель должен остановиться, если это необходимо, и уступить дорогу
.webp)
Как действовать на практике
- Светофор/регулировщик? Да — работаем по сигналам. Нет — дальше.
- Знаки приоритета видны? Определяйте главную/второстепенную/равнозначные.
- Вы не на главной? Уступаете всем на главной. Грунт/гравий против асфальта — тоже не в вашу пользу.
- Равнозначный? Применяем «помеху справа», трамвай — выше всех.
- Поворот налево/направо? Сначала пешеход/велосипед/СПМ/всадник, при левом — ещё встречные.
- Прилегающая/жилая? Всегда уступаете при выезде.
- Знак 2.5? Остановиться и уступить — в том числе «справа по равнозначной», если табличка 7.13.
- Круг? Есть 2.4 перед въездом — уступаете кругу. Нет — круг уступает вам по «помехе справа».
Что запомнить
- Главная определяется знаками и покрытием. Иерархия: асфальт / бетон > гравий > грунт. Кусок асфальта у грунтовой дороги не спасает и не делает ее главной или равнозначной полностью асфальтовой дороге.
- Равнозначный перекресток, значит «кто справа, тот и первый». Трамвай — главнее безрельсовых при прочих равных.
- Поворот = всегда уступки пешеходу/велосипеду/СПМ/всаднику; при левом — ещё и встречным.
- Выезд с прилегающей территории — приоритета нет никогда.
- При наличии на перекрестке знака 2.5 (STOP) — остановка обязательна и сам знак означает, что мы уступаем всем по пересекаемой проезжей части.
- Круг без 2.4 — въезжающий правее, с 2.4 — круг главный
А у нас есть удобный (и бесплатный!) тренажер с билетами ПДД РБ для зачетов и экзаменов. Стартуйте первое занятие!
✔︎ Все вопросы из программ автошкол | ✔︎ 100% соответствие ПДД РБ | ✔︎ Учеба с любых устройств

Вопрос–ответ
В: Две дороги пересекаются, одна с 2.4 Уступи дорогу, вторая с 2.5 Движение без остановки запрещено.. Кто первый?
О: Формально оба «без приоритета» между собой. Но водитель под 2.5 обязан остановиться, после чего уступает тем, кто движется по пересекаемой и (при табличке 7.13) — ещё и справа по равнозначной. На практике первым чаще идёт тот, у кого 2.4 (при отсутствии «помехи справа»).
В: На равнозначном перекрестке хочу налево, справа — едет авто. Мои действия?
О: Уступаете помехе справа и обязательно встречным при левом повороте.
В: Круг, знака 2.4 Уступи дорогу нет, но на круге уже едет машина. Как въезжать?
О: В приоритете. Если знаков нет, руководствуемся обычным правилом проезда равнозначных перекрестков, по помехе справа. В данном случае — справа вы. Уступают вам.
В: Еду по главной, навстречу — ТС с поворотником налево (для меня - направо). Кто первый?
О: Вы. Поворачивающий налево уступает встречным, идущим прямо/направо. Это прямо указано в ПДД. Ну, а сторону мы, конечно, определяем не «от себя», а от лица, совершающего маневр. Встречное авто поворачивающее направо — выполнят мневр «поворот налево», если берем ракурс от выполняющего маневр лица.
Если коротко: ищите светофор/регулировщика, затем знаки, затем покрытие, и только после — «помеху справа». Поворачивая — уступайте всем «без колёс» (трамваям и самолетам), а также встречным. На круге — смотрите на 2.4 (Уступи дорогу): есть — круг главный, нет — въезжайте гордо и первым.
Удачи на экзамене!
.jpg)
